IV
Магия в христианском культе
1.
Религия рабов и вольноотпущенников
“
Раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений,
унаследованный от прежних времен.” Ф. Энгельс
Подобное
утверждение относится и к христианской обрядности, которая включала в
себя элементы обрядов и ритуалов других религий, предшествовавших христианству
или же существовавших в ту же эпоху.
Христианство
возникло как религиозный продукт социально-экономических, идеологических
и политических отношений определенной исторической эпохи. Социальной сутью
первоначального христианства являлось то, что оно возникло как движение
угнетенных. Христианство выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников,
бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов, проповедовало
грядущее избавление от рабства и нищеты и искало этого избавления в посмертной
потусторонней жизни на небе.
В
соответствии с основными принципами своего вероучения христианство переработало
материал, заимствованный из других религий и придало ему новый символический
смысл и значение. Так, всем древним религиям были присущи представления,
согласно которым богов, оскорбленных людьми, можно было умилостивить жертвоприношениями.
В христианстве же эти представления приобретали форму веры в то, что одна
великая добровольная жертва, принесенная посредником, искупила раз и навсегда
грехи всех времен и всех людей. Аналогичным образом новое звучание было
придано и заимствованным христианством из языческих религий элементам
обрядовой символики: они стали связываться с персоной новозаветного Иисуса
Христа, божества, воплотившегося в образ земного страдальца и своей смертью
искупившего все грехи человечества.
Христианский
культ представляет собой совокупность иллюзорно-практических действий
(обряды, ритуалы, таинства, богослужения, посты, молитвы и т.д.), с помощью
которых верующие надеются достичь контакта со сверхъестественной силой.
Наиболее очевидную связь с древнейшими верованиями и культами имеют христианские
таинства.
2.
Христианские таинства
“Таинства
- суть священнодействия, которые под видимым образом действительно сообщают
верующим невидимую благодать божию, - суть орудия, которые необходимо
действуют благодатию на приступающих к оным.” Архиепископ Макарий
Христианские
таинства мало чем отличаются по своей форме от первобытных магических
церемоний. Конечно, смысл и значение, которые вкладывал в свои обряды
первобытный колдун и которые придает своим действиям христианский священник,
- различны. Но материал, из которого складывалась в первобытные времена
и складывается сегодня церемония магического ритуала и христианского таинства,
техника их исполнения, по существу одинаковы.
В
основе всех христианских таинств лежит вера в божественную благодать.
Благодать, по определению христианских теологов, - это “особенная сила,
или особенное действие божие, сообщаемая нам ради заслуг нашего искупителя
и совершающая наше освящение, т.е. с одной стороны, очищающая нас от грехов,
обновляющая и оправдывающая перед богом, а с другой - утверждающая и возвращающая
нас к добродетели для жизни вечной”.
Это
представление о благодати как силе, сообщающей человеку особые чудодейственные
божественные свойства, восходит к первобытным временам. Первобытные люди
верили в существование какой-то таинственной силы, исходящей от духов,
богов, людей, животных и даже неодушевленных предмето, которая может быть
усвоена человеком при помощи определенных обрядовых действий. У маланезийцев
эта сила называлась “мана”, у индейских племен ирокезов и алгонкинов -
“оренда” и “маниту”. Счталось, что в наибольшей степени этой силой обладают
колдуны и вожди племен. Чтобы воспринять ее, надо было совершить специальные
магические церемонии.
В
Древнем мире язычники совершали различные тайные обряды (по-гречески -
мистерии), с помощью которых можно было вступить в контакт с божествами
и получить от них благодать, гарантирующую вечное загробное блаженство.
Особенно
популярны стали мистерии незадолго до во возникновения христианства. В
Риме, Греции и особенно в Малой Азии, Сирии, Египте язычники совершали
всевозможные окуривания, омовения, очищения, жертвоприношения и другие
колдовские действия в надежде таким образом “очиститься”, вступить в общение
с божеством и самим стать божественными.
Христианская
церковь включила многие языческие церемонии в свой культ, переделав их
на свой лад. Но сходство христианских таинств с языческими обрядами объяснялись
отцами церкви как происки дьявола. Тертуллиан, например, так и писал:
“Дьявол, стараясь извратить истину, подражает в языческих мистериях самим
даже божественным таинствам: он и крестит некоторых, как последователей,
обещая им очищение от грехов через купель, и запечатлевает потом на челе
воинов своих, и торжественно совершает приношение хлеба... и даже поставляет
верховного жреца при браке”.
Первоначально
христиане заимствовали из магических церемоний и языческих мистерий древности
два таинства - причащение и крещение. Затем возникли и другие - миропомазание,
елеосвящение, исповедь, брак и священство.
2.1
Причащение
В
таинстве причащения, или святой евхаристии (от греческого eucharistia
- благодарственная жертва), причащающийся, вкушающий под видом хлеба и
вина плоть и кровь Христа, приобщается тем самым к богу и получает залог
вечной жизни. По учению христианской церкви, причащение - самое священное
из таинств, ибо если в других таинствах Христос сообщает верующим в него
те или иные дары своей благодати, то здесь он предлагает самого себя -
свое тело и кровь.
Таинство
причастия, по христианскому вероучению, установлено самим Христом на тайной
вечере. Тем самым он “воздал хвалу богу и отцу, благословил и освятил
хлеб и вино и, приобщив своих учеников, закончил тайную вечерю молитвою
о всех верующих”. В память об этом событии церковь и поныне совершает
таинство причащения. Священник берет просфиру и на жертвенном столе вырезает
кубик, который зовется “агнец”. При этом он произносит: “Яко овца на заклание
ведется”. Затем разрезает “агнца” на четыре части, произнося вслух слова:
“Приносится в жертву агнец божий”, прокалывает его копьем и говорит: “Примите,
ядите, сие есть тело мое, и пейте от нее все, сия есть кровь моя”.
Истоки
этого таинства лежат в первобытных магических верованиях, согласно которым
вкушение тела высшего существа способно передать вкушающему совершенные
свойства этого существа и что непосредственное вкушение его плоти и крови
может быть заменено поеданием животного, растения, предмета и т.д., в
котором это существо воплощено. Подобные представления были крайне распространены
у первобытных народов. Этим объясняются и обычаи древнего людоедства.
Каннибалы пили кровь убитого врага как носительницу его жизненной силы.
Во всей Океании была распространена вера, что, съев печень убитого, приобретешь
его силу и храбрость. Аналогичные сведения сообщали путешественники в
XVII-XIX веках о туземцах Новой Каледонии, индейцах Южной Америки, коренных
жителях многих районов Африки.
Постепенно
кровавые жертвоприношения были заменены символическими жертвоприношениями.
В этом случае роль жертвы выполняли фигурки из теста, зерен, злаков и
т.д. В Индии из риса и зеленых злаков изготовляли изображение богини,
имеющее форму усеченного конуса. Это изображение всячески украшали, делали
ему подношения, приносили в жертву барана или козла. Затем участники обряда
падали перед изображением на колени, после чего разбивали статую на куски
и поедали ее.
В
Мексике два раза в год, в день весеннего и зимнего солнцестояния, из теста
изготовлялась фигура бога Витцлипутцли, которую сперва чествовали по-царски,
а затем разбивали и съедали.
В
Древней Греции и Риме существовало богоедство в форме вкушения хлеба и
вина.
Конечно,
христианские представления о единении человека с богом через теофагию
(богоедство), проникнутые духом глубокого мистицизма и магии, нельзя рассматривать
вне духовного фона эпохи. Чувства безысходности, апатии, неверия в силы
человека, связанные с общей социально-политической обстановкой в Римской
империи, и явились источником для возникновения веры в бессмертие, в возможность
достижения счастливой загробной жизни, породили надежду на сверхъестественное
спасение (что было характерной чертой и символических обрядов языческих
мистерий) и привели в конечном счете к распространению магии и мистицизма.
Те же мотивы и чувства лежали в основе возникновения и другого христианского
таинства - крещения.
<<
4
>>
|